Интернет-страна Вага

Районы Важского края:
Райцентры Поважья:
Областные центры:
Торт с человеком пауком

Кондитерские инструменты, украшения для тортов

6610444.ru

Подарочный кубок с гравировкой тодэс

Подарочная, низкие цены! Невостребованные остатки

nagradaplus.ru

 

Важский край
8 сентября 2006 (36)
Николай Романовский.

Позитива стало больше!

Такая мысль проходила красной нитью в выступлениях докладчиков на традиционном августовском совещании руководителей образовательных учреждений Шенкурского района, которое прошло 28 августа.

Первые поздравления

Впрочем, на позитивную волну сразу настроили участников августовского педсовета его ведущие. Заведующий Шенкурским районным отделом образования Сергей Петрович Беляевский в самом начале работы совещания вручил памятные подарки коллегам, у которых буквально накануне прошли дни рождения. Это - директор Устьпаденьгской основной школы Галина Фёдоровна Дубинина и директор районного детско-юношеского центра дополнительного образования Елена Станиславовна Лазарева. Он также поздравил единственного молодого специалиста, приехавшего на работу в наш район в этом учебном году - Марину Владимировну Едемскую.

Со словами приветствия и поздравлением с наступающим учебным годом обратились к участникам совещания глава администрации МО "Шенкурский муниципальный район" Василий Андреевич Минин и его заместитель по социальным вопросам Ольга Викторовна Ферина.

От московских поморов

Далее собравшимся были представлены почётные гости августовского педсовета - делегаты от Поморского землячества в Москве. Прежде всего, слово предоставили ответственному секретарю землячества, кандидату исторических наук Борису Александровичу Гагарину. Он присоединился к ранее прозвучавшим поздравлениям и призвал педагогов направить максимально возможные усилия на подготовку к празднованию 300-летия со дня рождения нашего выдающегося земляка Михаила Васильевича Ломоносова. Чуть позже Борис Александрович от имени Поморского землячества вручил группе педагогов и руководителей благодарственные грамоты и подарочные книги. Среди награждённых были: директор Ровдинского детского дома Анатолий Александрович Плюснин, директор Ровдинской средней школы Галина Леонидовна Панфилова, директора Верхоледской и Устьпаденьгской основных школ Валентина Фергатовна Кочубей и Галина Фёдоровна Дубинина, а также шенкурские учителя, выигравшие президентские гранты в рамках проекта "Образование" - учитель Шелашской начальной школы-сада Наталья Валентиновна Черныш и учитель русского языка и литературы Шенкурской средней школы Наталья Николаевна Дрочнева (о работе этих двух педагогов и о механизме получения подобных грантов вообще рассказала потом на совещании методист информационно-методического центра Шенкурского РОО Елена Борисовна Рыкалова).

Второй участник делегации - кандидат технических наук Юрий Петрович Яшин, как большой поклонник поэзии, прочитал отрывок из своего наполненного патриотическими мыслями стихотворения "Ода архангельскому учителю".

Третий делегат от Поморского землячества - доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора института образования Российской академии образования Ирина Зосимовна Сковородкина - подошла к своему выступлению более основательно. Она сделала доклад на тему "Взаимодействие педагогической науки и практики: направления, формы, результаты" и настолько обильно снабдила слушателей материалом по данным проблемам, что Сергей Петрович Беляевский предложил сделать Шенкурский район экспериментальной площадкой для введения в сфере образования самых передовых инноваций. Предложение было принято докладчиком к сведению.

Депутаты и образование

После этого выступила председатель районного Собрания депутатов Надежда Иосифовна Ботыгина, рассказавшая о поддержке образовательных учреждений Шенкурского района на уровне районного Совета депутатов. Надежда Иосифовна выделила как крайне позитивный факт появление четырёх национальных проектов, в том числе, естественно, проекта развития образования. Она остановилась на основных положениях национального проекта образования и на том, как его продвигают у нас в районе депутаты районного Совета.

Эта помощь депутатов (из 24 человек которых 8 - педагоги) выразилась, прежде всего, в том, что 22 мая текущего года на четвёртой сессии Собрания депутатов третьего созыва МО "Шенкурский муниципальный район" депутаты утвердили районную социально-экономическую целевую "Программу развития общего и дополнительного образования на 2006-2008 годы" (Решение N 41). В данной программе чётко прописаны мероприятия, призванные вывести образование района на новый уровень, определены объёмы и источники финансирования. В частности, общая сумма, предусмотренная на финансирование программных мероприятий, определена в 59737 тысяч рублей, в том числе из областного бюджета - 40727 тысяч рублей, районного бюджета - 18048 тысяч рублей и внебюджетных средств - 940 тысяч рублей (цифры, как сказал докладчик, могут меняться).

В завершение своего выступления Надежда Иосифовна отметила, что данная программа в районе успешно реализуется, и призвала руководителей учреждений образования и педагогов принять в этом благородном деле самое активное участие.

Цифры

и факты

Как обычно, одной из центральных тем на августовском педсовете стал доклад заведующего РОО об итогах предыдущего учебного года и о планах на следующий учебный год. Доклад вёлся с применением мультимедийного проектора. Ниже приводятся основные мысли и положения данного доклада.

Общее образование

Существующая сеть учреждений образования удовлетворяет потребностям района. В 2005/2006 учебном году здесь функционировало 3 средних, 7 основных и 11 начальных школ (начальные школы в форме структурных подразделений средних и основных школ), где обучалось на начало учебного года 2048 учащихся и 2030 учащихся на конец года. Снижение контингента обучающихся в сравнении с прошлым учебным годом составило 145 учащихся (по концу учебного года).

Для всех детей, проживающих от школы на расстоянии свыше 3 километров, организован подвоз. Все нуждающиеся обеспечены местами в пришкольных интернатах (6 интернатов - 123 ученика). В целях более полного удовлетворения образовательных запросов родителей и учащихся в 6 учреждениях образования организована работа 10 групп продленного дня, для 25 учащихся - индивидуальное обучение, а также используется возможность получения образования в форме экстерната.

Все эти меры направлены на решение вопроса сохранности контингента учащихся, но полученный результат не радует. Из 178 учащихся 1-9 классов Архангельской области, выбывших по неуважительным причинам, 8 человек - из нашего района, что выше среднеобластного показателя в 2 раза, в том числе из Ровдинской средней школы выбыло 2 человека, из Наводовской основной - 1, из Шенкурской средней школы - 5 человек. Это свидетельствует о том, что соответствующая работа образовательных учреждений и специалистов отдела образования налажена недостаточно эффективно.

Результаты учебной работы за прошедший год следующие: успеваемость по районам составила 98,9 процента при среднеобластном показателе - 99,3 процента, а в сравнении с прошлым годом допущено снижение на 0,2 процента; качество обучения составило 36,3 процента - это выше результата предыдущего года на 0,6 процента, но, вместе с тем, гораздо ниже среднеобластного показателя, который составляет 44,1 процента.

Учителя средних школ четвёртый год работают в условиях эксперимента по ЕГЭ и добиваются стабильно высоких результатов как по успеваемости, так и качеству обученности. Но, вместе с тем, системы работы по повышению результативности общего образования нет. Итоги переводного и текущего контроля не соответствуют результатам итоговой аттестации.

Это подтверждается результатами аттестации основных школ. В прошедшем учебном году в 4 основных школах района проводилась аттестация на основе применения единых для всех учреждений образования области контрольно-измерительных материалов и автоматизированного способа обработки бланков ответов. Полученные результаты удручают. Уровень знаний по химии (Наводовская школа), алгебре (Верхопаденьгская школа), биологии и алгебре (Россохинская школа) не соответствуют установленным требованиям. В итоге с 1 сентября 2006 года Россохинская школа приказом департамента образования лишена государственной аккредитации, то есть утратила право выдавать выпускникам документы государственного образца. Районные показатели по сравнению со среднеобластными показателями обученности по предметам основной школы ниже по следующим предметам: русскому языку, алгебре, географии, физике, биологии, английскому, немецкому, химии; на уровне - по геометрии; выше - по истории.

Полученные результаты должны стать предметом детального анализа, чтобы в новом году избежать многих негативных моментов.

Дошкольное

образование

В районе осуществляют дошкольное образование 12 детских садов, 10 из них являются структурными подразделениями школ. На 1 июля 2006 года в районе 1085 детей в возрасте от 0 до 7 лет, из них 949 детей в возрасте от 1 до 7 лет. 692 ребенка посещают детсады. Охват детей с 1 до 7 лет дошкольным образованием составляет 73 процента (2004 г. - 69,6 процента, рост - 3,4 процента), при среднеобластном показателе - 78,4 процента (с учетом крупных городов), причем этот показатель по селу составляет 71 процент. Уменьшилось до 224 человек количество детей, не посещающих детсады, большая часть этих детей проживает в населенных пунктах, где нет детских садов. Проблематичность открытия групп в данных населенных пунктах заключается в том, что очень низка платежеспособность родителей. По опыту открытия одной дошкольной группы в населенном пункте наблюдается низкая посещаемость детей. Такая картина складывалась в Суландском, Артемьевском, Лопатинском, Верхопаденьгском детских садах.

На данный момент в городе и районе удовлетворены почти все заявления родителей. В течение учебного года дополнительно открыты 2 дошкольные группы при детсаде N 3 "Сказка" и в Шелашской начальной школе - детский сад. Наиболее эффективно решаются вопросы дошкольного образования детей от 5 до 7 лет. Все дети вовлечены в воспитательный процесс в самых различных формах. Правильность принимаемых решений подтвердила коллегия департамента образования, где рассматривалась данная проблематика. Вместе с тем, многие экономические показатели работы детсадов не могут устраивать. Не вырос показатель посещаемости детей детских садов. Средняя посещаемость одним ребенком за 2005 год составила 138 дней (140 дней - в 2004 году).

Отдел образования и детские сады в течение всего года уделяли внимание вопросам охраны и укрепления здоровья дошколят. Но средняя заболеваемость осталась на уровне прошлого года и составляет 20,2 дня при областном показателе 15 дней. Причинами высокой заболеваемости являются: ослабленное здоровье вновь поступивших детей, высокая наполняемость групп в ряде учреждений, вследствие чего - тяжелая адаптация детей; отсутствие медицинского работника.

Дошкольники района активно принимали участие в областном конкурсе рисунков "Я ходил на выборы", где дети из Устьпаденьгского детсада заняли 2 место, а дети из Наводовского детского сада отличились в областном конкурсе рисунков "Мир диких животных". В феврале 2006 года на базе детсада N 1 "Ваганочка" прошел районный конкурс "Алло, мы ищем таланты", в котором приняли участие 5 детсадов района. В марте 2006 года 4 воспитателя приняли участие в районном конкурсе профессионального мастерства "Учитель года-2006".

В тесном контакте с семьей работают большинство детских садов. Родители оказывают необходимую помощь по созданию условий в учреждении, участвуют в конкурсах, являются активными участниками детских праздников. В рамках Международного дня семьи в Шенкурске на хорошем уровне прошел КВН между родителями городских и Наводовского детских садов "Детский сад - одна семья".

Воспитательная работа

Приоритетными направлениями развития воспитания в учреждениях образования являлись формирование духовно-нравственного мира учащихся, их гражданско- патриотическое воспитание. С этой целью проводятся многие школьные и районные мероприятия. Традицией стало проведение в районе турслета, военно-спортивной игры "Зарница", акции "Я - гражданин России". Впервые в районе был проведен смотр-конкурс Почетных караулов. Как итог этой работы - участие школьников в областных мероприятиях, где они выступают с каждым годом все успешнее. Особенно хочется отметить Ровдинскую среднюю школу, в которой много делается педагогами по военно-патриотическому воспитанию. Учащиеся этой школы заняли призовые места (2 и 1) в районной военно-спортивной игре "Зарничка", "Зарница", успешно выступили и в областном финале (7 место).

Наблюдается устойчивая тенденция развития форм ученического самоуправления. В 8 образовательных учреждениях на основе локальных актов действуют постоянные органы ученического самоуправления. Детские общественные организации имеются в Ровдинском детском доме, Шенкурской специальной (коррекционной) школе, Боровской основной школе, ДЮЦ, и они входят в состав районной организации "Важское созвездие", численность которой увеличилась с 135 человек в 2004/2005 учебном году до 154 человек в текущем учебном году. Создан и работает городской Совет молодежи.

С целью приобщения детей к традициям народной культуры учителя начальных классов Устьпаденьгской основной школы участвуют в реализации программы "Истоки" (2-4 классы - 30 человек). Была организована работа выставки декоративно-прикладного творчества "Дорогой народных традиций", на которой были представлены изделия 7 школ и ДЮЦ. Можно отметить положительную работу Ровдинской средней и Ямскогорской основной школ, кружка "Соленое тесто" ДЮЦ по воспитанию и обучению детей на традициях русского Севера.

Активизировалась работа по экологическому воспитанию. Прошла экологическая акция среди младших школьников "Зеленая планета", защита экологических костюмов.

Ученики Устьпаденьгской основной школы участвовали в областном заочном конкурсе экологических проектов "Молодежь Севера изучает окружающую среду" (диплом 2 степени) и Международной природоохранной акции "Марш парков-2006" (итог - дипломы 1 и 2 степени, 7 путевок в экологический лагерь Кенозерья).

Профилактика социального поведения учащихся также является приоритетным направлением в деятельности учреждений образования. Формы работы с учащимися в основном традиционные: беседы, классные часы, декада правовых знаний и т.д. Из наиболее интересных можно назвать пресс-конференции, мини-диспуты (Верхопаденьгская школа), День борьбы с вредными привычками (Устьпаденьгская школа), акция "Мы против наркотиков" (Шеговарская школа) и другие. Недостаточно в учреждениях образования уделяется внимания правовому образованию. Работой кружков, факультативов охвачено всего 168 человек, что составляет 8 процентов от общего количества учащихся. Незначителен охват детей и подростков "группы риска" формами внеурочной деятельности (из 87 детей, состоящих на учете, 37 занимаются в кружках и секциях, что составляет 42 процента), в результате на протяжении 2-х последних лет не удается стабилизировать ситуацию по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Обеспечение условий работы учреждений образования

Отделом образования, руководителями учреждений образования принимались необходимые меры по повышению безопасности учебных заведений. Серьезное внимание уделено пожарной безопасности. На основании приказа департамента образования N 1138 от 23.08.2005 года проведен месячник по противопожарной безопасности объектов образования. С руководителями проведен семинар-совещание по данному вопросу, а также осуществлены контрольные проверки школ и детских садов по обеспечению пожарной безопасности.

Предпринимаются меры по обеспечению учреждений образования первичными средствами пожаротушения. Количество имеющихся огнетушителей составляет 56 процентов от нормы. Приведены в готовность 10 пожарных водоемов, укомплектовано 32 пожарных щита. Регулярно проводятся инструктажи должностных лиц и педагогических работников по вопросам пожарной безопасности. Тренировки по действиям в чрезвычайных ситуациях проведены во всех учебных заведениях в течение года по 2- 4 раза. Школьники участвуют в конкурсе детского рисунка "Огонь - опасная игра". Лучшие работы участвовали в региональном этапе конкурса.

Затраты на проведение противопожарных мероприятий составили 249 тысяч рублей, кроме этого удалось в основном решить вопрос с огнезащитной обработкой чердачных деревянных конструкций во всех средних и 4-х основных школах. Значительно больше внимания уделяется электробезопасности. Проводятся замеры сопротивления изоляции и контуров заземления, замена электропроводки.

Продолжается работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. В учреждениях образования проводятся занятия по изучению правил дорожного движения в 1-9 классах. Программа выполнена от 67 до 100 процентов.

Руководители стали более ответственно относиться к организации подвоза школьников автотранспортом учреждений: подготовлен пакет документов, регламентирующий организацию подвоза, меньше стало нареканий со стороны ГИБДД на несвоевременность прохождения техосмотров автобусов, водители автобусов ежегодно проходят обучение по повышению профессионального мастерства и безопасности перевоза пассажиров. Отделу образования совместно с комитетом по финансам администрации удалось за счет средств муниципального бюджета приобрести 3 микроавтобуса марки "УАЗ" для организации бесперебойного и безопасного подвоза учащихся школ.

Значительное место в организации работы по обеспечению комплексной безопасности учреждений образования занимает подготовка руководителей, педработников и обслуживающего персонала по вопросам охраны труда и обучению учащихся по курсу ОБЖ. На выездных курсах регионального базового центра безопасности труда и жизнедеятельности АГТУ проведено обучение руководителей, специалистов в количестве 33 человек.

В прошедшем учебном году значительно улучшено материально-техническое обеспечение учреждений образования для организации обучения информатики. За счет оптимизации финансовых ресурсов оснащены компьютерными классами Устьпаденьгская, Боровская, Наводовская основные школы. Приобретено 23 компьютера с мебелью и 6 комплектов презентационного оборудования (ноутбук, мультимедийный проектор, экран) на сумму 791 тыс. рублей.

Полностью решена проблема с обеспечением зимним спортинвентарем за счет средств как федеральной программы, так и своих в общей сумме 385 тысяч рублей. Впервые за последние 5 лет закуплены учебники на сумму 130 тысяч рублей, 195 комплектов школьной мебели, 38 школьных досок в комплекте со светильниками на общую сумму 545 тысяч рублей.

За понимание и оперативность в решении финансовых вопросов сферы образования района заведующий РОО выразил большую признательность заместителю главы МО "Шенкурский муниципальный район" Сергею Николаевичу Лукошкову, главному специалисту РОО Татьяне Николаевне Бутусовой и ведущему специалисту Надежде Николаевне Павловской.

Профессиональная переподготовка педагогических и руководящих кадров

Организация непрерывной системы образования и повышения квалификации педагогических кадров возложена на ИМЦ. На 1 июля 2006 года охват системой повышения квалификации через прохождение курсовой подготовки по району составил 85,1 процента. Но, вместе с тем, ежегодно не удается решить проблему прохождения курсовой подготовки части педагогов пенсионного возраста. На протяжении последних 5 лет недостаточно решается вопрос целевой профессиональной подготовки руководителей по программе "Менеджмент в образовании" в институте управления, права и повышения квалификации ПГУ. Кроме этого, не ведется планомерная работа по формированию кадрового резерва управленцев.

Одним из условий высокого качества повышения квалификации является наличие специально созданной для этого программы. В 2004/2005 учебном году была разработана программа обучения "Школа управленческого мастерства" для заместителей директоров по УВР, которая продолжила работу в этом учебном году.

В прошедшем учебном году возросло количество курсов, проводимых на базе ИМЦ преподавателями АО ИППК РО и Каргопольского педколледжа. Также была продолжена работа по формированию информационной и технологической культуры всех категорий работников образования. Специалистами центра по проблеме "Современные информационные технологии в школе. Пользователь ПК" проучено 10 специалистов, а всего за 2 года обучения по данной программе прошли обучение 74 человека, что составляет 19,5 процента от общего числа педагогических кадров. Из-за отсутствия постоянного специалиста по информационным технологиям не удалось решить проблему создания районного ресурсного центра дистанционного обучения.

В 2005/06 учебном году работало 18 районных методических объединений педагогов. Было проведено 43 заседания по вопросам различной проблематики с посещением и последующим анализом 55 уроков и мероприятий. Как положительный опыт необходимо отметить работу школы начинающего педагога, функционирующую 2-й год.

Важной формой повышения квалификации является аттестация кадров. В прошедшем учебном году прошли аттестацию на 2-ю категорию 24 педагога, на 1 категорию - 10, на высшую - 2 педагогических работника. Среди руководителей на 1 категорию аттестовано 12 человек, на высшую - 1.

Повышению педагогического мастерства и развитию творческого потенциала учителей способствуют конкурсы профессионального мастерства. В минувшем учебном году, после 9-летнего перерыва, был проведен конкурс "Учитель года - 2006", в котором приняли участие 9 педагогов из 7 учреждений образования. Победитель - учитель географии Ровдинской средней школы Чернакова З.Н.

В районе постепенно обостряется проблема подготовки кадров в связи с увеличением среднего возраста работающих педагогов. Однако по-прежнему профориентационная работа, особенно на педагогические специальности, носит бессистемный характер. Об этом свидетельствует работа по отбору кандидатов для целевого поступления в ПГУ, кроме этого, ситуация усугубляется отсутствием ведомственного жилья для молодых специалистов. Решение этих вопросов остается крайне актуальным.

Таким образом, итоги работы учреждений образования, РОО в целом признаны удовлетворительными. Все нерешенные задачи должны быть проанализированы и внесены коррективы на новый учебный год.

Актуальные вопросы

Также традиционно на августовском педсовете были затронуты вопросы, связанные с профсоюзным движением педагогов. Про это рассказала председатель районного Совета профсоюза работников образования и науки Галина Викторовна Капустина. Она также отметила важность реализации национального проекта "Образование" и подчеркнула, что в данных условиях по-прежнему требуется хорошая координация в работе школ и профсоюзов.

Несмотря на заметные улучшения в сфере образования района, профсоюзам ещё есть в чём помогать учителям. Например, много сложностей вызвал вопрос о выплатах за классное руководство и учёт их в выплатах по листам нетрудо-способности и отпускных. Также беспокоит профсоюзы отток молодых кадров из школ, и поэтому в районное коллективное соглашение был включён пункт о стажевых надбавках молодым специалистам. И таких направлений деятельности профсоюзов ёще много, о них говорится в газете "Мой профсоюз" за 6 июля этого года, на которую Галина Викторовна обратила внимание собравшихся. Она также отметила факт тесного сотрудничества районного профсоюза с руководством учреждений образования (в качестве примера были названы Устьпаденьгская, Наводовская, Боровская основные школы, детсад N 3) и высказала надежду на продолжение этого сотрудничества.

Тему молодёжного движения в городе и районе затронула в своём выступлении ведущий специалист по культуре, спорту, туризму и молодёжной политике районной администрации Ирина Юрьевна Тучина. Она отметила положительные моменты в работе городского Совета молодёжи (в который необходимо также привлекать и представителей рабочей молодёжи), высказала идею создания таких же общественных молодёжных организаций в районе и в перспективе - возможность появления на этой основе районного Совета молодёжи. В этом, естественно, необходима помощь "взрослой" власти.

Исполняющий обязанности начальника районного Госпожнадзора Александр Викторович Поляков не стал подробно останавливаться на вопросах готовности учреждений образования к новому учебному году - эта работа ведётся индивидуально с каждым руководителем. Он только лишь напомнил о необходимости своевременного предоставления отчётности в Госпожнадзор, о необходимости проведения с учащимися учебных пожарных тревог и озадачил собравшихся ещё одним новшеством: необходимо оформить в классах ОБЖ уголки пожарной безопасности и провести среди учащихся конкурс докладов, сочинений, рефератов на темы "Что я знаю о пожарной безопасности" и "Что я знаю о противопожарной службе". Всё это также будет в своё время проверяться.

Мажорный

финал

И завершился этот августовский педсовет вновь на мажорной ноте: Ольга Викторовна Ферина (уже в качестве председателя районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) вручила директорам школ грамоты и благодарности за находчивость, терпение и мужество в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков. "Сладкие подарки" в благодарность за сотрудничество вручила руководителям и директор информационно- методического центра РОО Ольга Валерьевна Стрельцова.

И уж совсем эффектную точку в работе этого совещания поставило выступление ещё двух участников делегации Поморского землячества - аспирантов государственной классической академии им. Маймонида исполнительницы Юлии Лудковой и её аккомпаниатора Игоря Варелджяна. Небольшой концерт с их участием, прошедший в актовом зале школы искусств, думается, ещё более настроил участников педсовета на оптимистичный лад, что, безусловно, очень необходимо перед началом нового учебного года.

 
Погода в Шенкурске

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РЕКЛАМА

© WWW.VAGALAND.RU – Интрернет-страна Вага